Foreign Affairs. Latinoamérica, ноябрь 2021. Оригинал публикации доступен по ссылке.
Перевод: ЛАКРУС
Эфраин Гвадаррама Перес (Генеральный директор Главного управления МИД Мексики по вопросам региональных американских организаций и механизмов, национальный координатор в СЕЛАК)
Эльетта Гонсалес Эрнандес (Директор Главного управления МИД Мексики по вопросам региональных американских организаций и механизмов, заместитель национального координатора в СЕЛАК)
В последние годы Латинская Америка и Карибский бассейн претерпели серьезные неудачи в области региональной интеграции и политического диалога. Однако временное председательство Мексики в СЕЛАК способствовало оживлению организации и позиционированию ее в качестве ключевого механизма регионального сотрудничества. Отсюда проистекает необходимость следовать по взятому курсу в дальнейшем.
Сообщество латиноамериканских и карибских государств появилось в 2010 году по инициативе Мексики, а учредительный саммит организации состоялся в 2011 году в Каракасе. Целями СЕЛАК стали углубление политической, экономической, социальной и культурной интеграции; укрепление отношений в духе сотрудничества и солидарности, а также консолидация регионального потенциала для эффективного диалога с третьими странами, внерегиональными акторами и многосторонними форумами.
Сообщество руководствуется Процедурами организационной деятельности СЕЛАК, которые устанавливают две основных нормы: 1) рекомендации, проекты и решения принимаются на основе консенсуса, и 2) председательствующее государство должно приглашать все остальные страны без какой-либо дискриминации участвовать в любых инициативах и мероприятиях, которые проводятся под эгидой Сообщества.
Органы управления
Процедуры также определяют органы управления СЕЛАК. На Саммите глав государств и правительств, который является высшим органом СЕЛАК, определяются руководящие принципы, политические направления, приоритеты, стратегии и планы действий для достижения целей СЕЛАК.
На встрече министров иностранных дел принимаются резолюции, направленные на реализацию решений и деклараций, утвержденных саммитом, согласовываются общие позиции на политических и деловых форумах и иных многосторонних площадках; происходит контроль и оценка исполнения планов действий, среди прочих функций.
Национальные координаторы, помимо обеспечения связи с национальными органами власти, осуществляют контроль и координацию конкретных вопросов, подготавливают встречи на высшем уровне, встречи министров иностранных дел, проектируют декларации, решения, резолюции и постановления, а также выполняют утвержденные обязательства и осуществляют реализацию достигнутых соглашений, кроме множества других функций.
Специализированные встречи посвящены темам, представляющим особый интерес для достижения регионального единства, интеграции и сотрудничества. В них принимают участие высокопоставленные должностные лица, наделенные полномочиями по принятию решений. Обычно таким встречам предшествуют технические встречи.
К функциям временного председателя относятся подготовка, созыв и руководство встречами, контроль за исполнением соглашений, подготовка рабочего плана, издание, учет и систематизация официальных документов и сообщений, поддержание коммуникации между странами, подготовка рабочих документов, протоколов заседаний, годового отчета, среди прочего. Институт временного председательства является вспомогательным институциональным, техническим и административным органом Сообщества. Временный председатель СЕЛАК избирается ежегодно из числа государств-членов на основании консенсуса. Страна в статусе временного председателя распоряжается активами и архивом организации.
Расширенная тройка или квартет – орган, оказывающий помощь временному председателю СЕЛАК, –состоит из государства в статусе временного председателя, государства, которое ему предшествовало, и государства, которое займет должность председателя в следующем периоде. В состав квартета входит также государство, председательствующее в Карибском сообществе.
От мертвой точки к COVID-19
С момента основания СЕЛАК главы государств и правительств встречались ежегодно и непрерывно: в Сантьяго (Чили), в Гаване (Куба), в Белене (Коста-Рика), в Кито (Эквадор) и в Пунта-Кане (Доминиканская Республика). Но к 2017 году стало очевидно, что СЕЛАК сталкивается с неудачами, в основном, из-за отсутствия консенсуса в отношении искомого типа интеграции.
В результате в сентябре 2018 года начался так называемый Процесс переоценки, приведший организацию в тупик. В этом контексте Мексика, заинтересованная в оживлении СЕЛАК, выдвинула свою кандидатуру на пост временного председателя и, получив единогласную поддержку, приступила к исполнению обязанностей 8 января 2020 года.
Уже в марте 2020 года ВОЗ объявила пандемию COVID-19, что потребовало своевременной корректировки плана работы СЕЛАК в соответствии с новыми приоритетами и потребностями региона перед лицом кризиса в сфере здравоохранения, который другие организации оставили без внимания. План был переориентирован на три ключевые направления: a) латиноамериканский фронт против COVID-19, b) стратегия социально-экономического восстановления и c) вопросы политической координации.
Достижения Саммита в Мексике
Выдающаяся работа Мексики в особо сложный период, характеризующийся глобальной пандемией, заслужила единогласное одобрение со стороны стран-членов, чье доверие выразилось в предложении продлить период председательства Мексики в организации еще на год. Таким образом, Мексике менее чем за 2 года удалось добиться завершения Процесса переоценки и позиционировать СЕЛАК, как ключевой механизм регионального сотрудничества. В данном контексте уместно отметить прогресс, достижения и обязательства, утвержденные на Саммите в Мехико 18 сентября 2021 года.
Первым достижением является сама встреча, поскольку региональным лидерам потребовалось почти 5 лет, чтобы договориться о встрече в рамках Саммита глав государств и правительств СЕЛАК, который посетили 17 глав государств и правительств, 1 вице-президент, 8 министров иностранных дел и 4 высоких представителя. Но, прежде всего, странам региона удалось поставить общие интересы и цели выше двусторонних разногласий способствовать достижению единства в разнообразии посредством соглашений и обязательств.
Также в саммите приняли участие Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш, исполнительный секретарь ЭКЛАК Алисия Барсена, а также президент Евросовета Шарль Мишель и президент КНР Си Цзиньпин в качестве внерегиональных партнеров.
Следующим достижением стало принятие Политической декларации Мехико и семи специальных деклараций. Политическая декларация из 44 пунктов обозначила региональные позиции и обязательства по различным темам, таким как демократия, верховенство закона, производство вакцин и доступ к ним, продовольственная безопасность, устойчивое развитие, изменение климата, биоразнообразие, преодоление стихийных бедствий, права человека, международная торговая система, финансовые институты, коррупция, терроризм и др.
Специальные декларации были посвящены таким вопросам, как блокада Кубы, политический статус Пуэрто-Рико и принадлежность Фолклендских (Мальвинских) островов, финансирование климатической повестки, устойчивое развитие, а также коренные народы и их языки. Соответствующие декларации были переданы мексиканской стороной G20, СБ ООН и COP26.
Третьим достижением стало учреждение с целью поддержки реализации мероприятий по смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему Фонда СЕЛАК для комплексного реагирования на стихийные бедствия, который будет находиться в ведении ЭКЛАК.
Четвертый пункт – это единогласное одобрение рекомендаций ЭКЛАК по усилению самодостаточности региональной системы здравоохранения. План ЭКЛАК включает семь направлений: совместные закупки вакцин и лекарств; развитие региональных рынков; создание консорциумов по разработке и производству вакцин; внедрение региональной платформы клинических испытаний; повышение гибкости правил доступа к интеллектуальной собственности; унификация регламентов, а также всеобщий доступ и справедливое распределение вакцин. Этот план позволит ЛАК усилить свой потенциал реагирования на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения и снизить зависимость от других регионов.
Пятый пункт – создание Космического агентства Латинской Америки и Карибского бассейна, которое будет базироваться в Мексике и позволит существенно продвинуть вперед развитие космических технологий, спутниковой связи, систем раннего предупреждения и мониторинга природных явлений, таких как засухи, наводнения, пожары, ураганы и т.д.
Шестое достижение – это консолидация латиноамериканского фронта против COVID-19. Особого внимания заслуживают Сеть специалистов по инфекционным болезням, программы сотрудничества Юг-Юг, безвозмездная передача аппаратов ИВЛ и другого медицинского оборудования, а также мексикано-аргентинская инициатива по производству и упаковке вакцины AstraZeneca, ставшая основой национального плана вакцинации и позволившая распределить более 2 млн вакцин в 17 странах региона.
Консолидация СЕЛАК
Все вышеизложенное показывает, что приняв на себя полномочия временного председателя СЕЛАК, Мексика продемонстрировала, что интеграционная стратегия Сообщества должна основываться на принципах конвергенции и консенсуса, то есть консолидации регионального сотрудничества независимо от идеологий. Всегда существовали и будут существовать различия в подходах к тем или иным темам, но, сталкиваясь с какой-либо проблемой, мы как регион должны быть на высоте и со всей ответственностью подходить к вопросу служения нашим странам.
Укрепление СЕЛАК в качестве важнейшего регионального форума стало результатом политической воли, совместной работы государств-членов и председателя, которому удалось руководить деятельностью организации, основываясь на примате диалога и сотрудничества над существующими межгосударственными разногласиями. Именно в этом и заключается суть многосторонности. Следующая страна, которая займет пост председателя, будет нести ответственность за дальнейшее укрепление нашего сообщества и сохранение курса, взятого Мексикой в отношении СЕЛАК.