25 июня был опубликован доклад Управления национальной политики США по контролю за наркотиками, в котором было отмечено, что потенциальный объём производства кокаина в Боливии, Колумбии и Перу достиг своего максимума за последние 10 лет. Такие заключения уже вызвали разные оценки в латиноамериканских странах. Какие данные приводит Управление США? Как этот отчёт отразится на имидже региональных правительств?
В представленном в прошлую пятницу докладе Вашингтона под названием «Управление национальной политики США по контролю за наркотиками публикует данные о выращивании коки и потенциальном производстве кокаина в Андском регионе» рассматриваются результаты ежегодных оценок Белого дома, которые учитывают культивирование коки и потенциальное производство кокаина в Колумбии, Перу и Боливии. Под потенциальным производством кокаина понимается посев незаконных культур коки для получения кокаиновой пасты (основы), а также процесс очистки и получения гидрохлорида кокаина, то есть очищенного наркотика. Каждый раз в этом документе анализируются две переменные. Первая касается общего объёма посевов листьев коки, а вторая – возможности производства кокаина.
Стоит обратиться к основным заключениям данного доклада этого года. Согласно отчёту Управления национальной политики США по контролю за наркотиками (англ. – Office of National Drug Control Policy, ONDCP), в период с 2010 по 2020 гг. потенциальный объём производства кокаина в Боливии вырос на 44%. Между тем, согласно документу, опубликованному 25 июня, с 2019 по 2020 гг. посевы коки в Боливии сократились на 7%. В свою очередь, в Колумбии и Перу наблюдался рекордный рост производства листа коки. В случае Колумбии – на 15% в прошлом году, а в Перу – самый максимальный показатель за последние 10 лет: рост посевных площадей на уровне 88,2 тыс. га.
Правящая партия Боливии отрицает достоверность фактов данного отчёта. Андрес Флорес и Фредди Веласкес, депутаты от партии «Движение к социализму» (исп. – Movimiento al Socialismo, MAS), которые родом из региона Юнгас, где выращивают коку, отвергли доклад Управления США и подтвердили, что Боливия с 2006 г. продемонстрировала, что с помощью «национализации» борьбы против наркотиков, в стране проводится более эффективное противодействие незаконному обороту наркотиков.
Веласкес подверг под сомнение данный документ. «Я не знаю, откуда они берут эти цифры, потому что в случае с Боливией, и с тех пор, как мы национализировали борьбу с незаконным оборотом наркотиков через ЕС (Европейский союз) и ЮНОДК (Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности), мы обнаружили большие «рваные раны» прошлого, когда в стране своё присутствие имело Агентство США по международному развитию (англ. – United States Agency for International Development, USAID). По словам депутата боливийское правительство применят контроль со всей строгостью закона в отношении незаконного оборота наркотиков. Его коллега Андрес Флорес также скептически отнёсся к этому отчёту. «Они говорят, что производство кокаина увеличилось, я думаю, что это не так, мы не продвигаем производство кокаина», – заключил представитель нижней палаты Многонациональной законодательной ассамблеи Боливии.
Согласно данным отчёта, в 2020 г. площадь посевов коки в Боливии составила 39,4 тыс. га, что в сравнении с 2019 г. (42,18 тыс. га) на 7% меньше, но всё ещё близко к рекордному уровню. Соответствующий потенциал производства кокаина оставался постоянным на уровне 312 метрических тонн. Аналогичным образом, согласно таблицам, опубликованным Управлением США по контролю за наркотиками, в 2019 г. – 301 т потенциального производства кокаина. За год количество увеличилось на 11 т. Годом ранее, в 2018 г., было зафиксировано 251 т потенциального производства кокаина. В 2010 г. этот диапазон составлял 216 потенциальных т кокаина в год.
В случае Колумбии «урожай» коки достиг самого высокого уровня за последнее десятилетие. В 2020 г. рост посевных площадей этой сельскохозяйственной культуры составил почти 15% по сравнению с 2019 г. В отчёте также говорится, что правительство Колумбии сообщило о рекордных 130 тыс. га площади, уничтоженной вручную, и почти 580 метрических т кокаина и кокаиновой пасты (основы), изъятых в 2020 г.
После публикации данного отчёта, колумбийское правительство заявило, что за это время оно столкнулось с рядом препятствий, которые повлияли на общие усилия по сокращению выращивания коки, включая рост насилия в сельских районах и высокие показатели Covid-19. Согласно оценкам Управления национальной политики США по контролю за наркотиками, в прошлом году показатели выращивания коки и производства кокаина в Колумбии достигли рекордных 245 тыс. га и 1010 метрических тонн соответственно. По мнению Вашингтона, такие тенденции показывают необходимость усиления целостных подходов, сочетающих экономическое развитие, большее присутствие правительства и безопасность граждан, запрещение и искоренение посевных площадей коки в ключевых сельских районах для устойчивого сокращения производства кокаина и установления перемирия в районах, затронутых конфликтом.
Что касается Перу, Управление национальной политики США по контролю за наркотиками отмечает исторический рекорд по выращиванию коки в 2020 г. – 88,2 тыс. га. За последние пять лет этот показатель возрос в два раза, поскольку в 2016 г. отметка незаконных плантаций устанавливалась на уровне 44 тыс. га.
Представители данного Управления в своём документе обратили внимание на то, что в Перу кризис в области здравоохранения в значительной степени стал препятствием для инициатив правительства латиноамериканской страны, направленных на искоренение проблемы. «Пандемия создала серьёзные препятствия для усилий правительства Перу по обеспечению альтернативных источников средств к существованию бывшим производителям коки, строительству транспортной инфраструктуры в слаборазвитых районах и обеспечению безопасности сельских жителей Перу», – говорится в отчёте.
Доклад Управления национальной политики США по контролю за наркотиками уже вызвал разные оценки в регионе и за его пределами. Безусловно, Латинская Америка по-прежнему остаётся одним из главных мировых районов производства наркотиков. Это влияет на политику, экономику и другие аспекты жизни стран региона. Наркотрафик в латиноамериканских государствах удовлетворяет потребности как внутреннего, так и внешнего рынков. Исторически сложилось так, что Белый дом боролся с этим «цунами» из Латинской Америки посредством таких инструментов, как Агентство США по международному развитию и Управление по борьбе с наркотиками (англ. – United States Drug Enforcement Administration, DEA).
В последние годы региональная панорама изменилась. Например, в 2008 г. правительство Эво Моралеса (исп. – Juan Evo Morales Ayma)приостановило работу Агентства США по международному развитию и выгнало представителей Управления по борьбе с наркотиками, которые по мнению боливийских властей вмешивались во внутренние дела и угрожали национальному суверенитету Боливии. Сегодня, спустя много лет доклады Вашингтона часто не игнорируются местными правительствами, а латиноамериканские государства ежегодно представляют свои отчёты относительно борьбы с наркотиками. В этом деликатном вопросе главными темами по-прежнему остаются: достижение баланса в выборе стратегии и средств, а также достоверность фактов. Как и в начале XXI века эти фундаментальные задачи, так и не удалось разрешить.