Беспристрастность и любознательность часто позволяют сделать самые удивительные открытия в самых банальных вещах, подумали мы и решили взглянуть на Латинскую Америку через призму полнометражной анимации.
Предлагаем вашему вниманию подборку из 5 анимационных фильмов, которые были вдохновлены культурными и природными богатствами Латинской Америки, а значит, несут в себе этот уникальный региональный и национальный отпечаток.
5. «Суперкоманда», 2013
Оригинальное название: Metegol
Страна: Аргентина, Испания
Режиссер: Хуан Хосе Кампанелья
Аргентино-испанский мультфильм Суперкоманда (исп. Metegol) аргентинского режиссера Хуана Хосе Кампанеллы (Juan José Campanella), снятый по классическим меркам американского анимационного производства, на первый взгляд ничем не выдает своего национального колорита.
Высокобюджетная и технически непростая по меркам Латинской Америки лента, получившая премию «Гойя» в 2014 году, особенной популярностью, конечно же, пользовалась на родине. Несложно догадаться, что дело тут не столько в патриотичности, сколько в теме – футбол важный элемент национального характера аргентинцев, часть культуры и самый популярный вид спорта в стране. Более 90% всех аргентинцев утверждают, что являются болельщиками.
В основу идеи фильма был положен небольшой рассказ аргентинского писателя и известнейшего аргентинского карикатуриста Роберто Фонтанороссы (Roberto Fontanarrosa), посвященный футболу.
Но этот фильм безусловно не просто о футболе и том, что окружает спортивную индустрию. Он рассказывает историю Амадео, когда-то обыгравшего в настольный футбол соседского мальчишку. По прошествии лет, тот самый мальчишка, став спортивной звездой, возвращается в родной город, чтобы отомстить за единственное в своей карьере поражение. Матч-реванш неизбежен, он пройдет на огромном стадионе, под овации всего городка, и Амадео может рассчитывать только на помощь оживших фигурок из настольного футбола. Сценарий не без юмора охватывает темы дружбы, взаимовыручки, воли к победе и даже тему отцов и детей. И хоть этот мультфильм может показаться немного простоватым искушенному зрителю, за его просмотром совершенно точно можно почувствовать себя чуточку аргентинцем, испытав настоящий спортивный азарт.
4. «Вверх», 2009
Оригинальное название: Up
Страна: США
Режиссер: Пит Доктер, Боб Питерсон
Каннский кинофестиваль 2009 года впервые в своей истории открылся показом мультфильма, которым стал анимационный полнометражный фильм «Вверх» (англ. Up) студии Disney и Pixar. В 2010 году фильм «Вверх» получил две премии «Оскар» – одну за лучший анимационный полнометражный фильм, а вторую за лучшую музыку к фильму, а также 2 премии «Золотой глобус» в аналогичных номинациях.
Возможно, десятилетие спустя после выхода этой крайне успешной анимационной ленты вы еще помните очарование летящего на воздушных шарах дома, который воплощал собой побег от пресловутой реальности на встречу мечте, но вспомните ли вы, что пунктом назначения главного героя – вдовца Карла – был некий Райский водопад, затерянный в джунглях Южной Америки?
Несмотря на то, что сам водопад в фильме не более чем символ приключений, утрачивающий свое значение на фоне вечных идеалов дружбы и верности, его прототипом выступил настоящий водопад. Водопад Анхель, расположенный в дикой местности на востоке Венесуэлы, является самым высоким в мире – высота непрерывного свободного падения воды составляет 807 метров.
Да, южноамериканские красоты идут всего лишь приятным бонусом к очень доброй, хаотичной и немного сумасшедшей истории. Но эта история учит, прежде всего тому, что в жизни всегда есть место мечте, а чарующие панорамы Южной Америки позволяют создать несравненный привкус затерянного чуда, открыть которое может только бесстрашный и сильный духом искатель приключений и только в компании преданных друзей.
3. «Мальчик и мир», 2013
Оригинальное название: O Menino e o Mundo
Страна: Бразилия
Режиссер: Але Абреу
«Мальчик и мир» (порт. O Menino e o Mundo) исключительно самобытная и в высшей степени авторская анимационная работа, которая была особенно благосклонно встречена профессиональным киносообществом. Картина была удостоена многих международных наград, включая премию за лучший анимационный полнометражный фильм на Гаванском кинофестивале 2013 года, главный приз Международного фестиваля анимационного кино в Анси 2014 года и номинацию на премию «Оскар» в 2016 году.
Однако это в меньшей степени детский мультик, чем все прочие картины нашей подборки. Он едва ли способен понравиться большинству зрителей, но его трогательная ламповость, а также амбициозная попытка обратиться к целому спектру социальных проблем только через визуальные эффекты обязательно найдет своего поклонника. Ведь в целом 80-минутном фильме нет ни одного (!) членораздельного диалога, а вымышленный язык, на котором иногда переговариваются персонажи – это португальский наоборот.
Режиссер Але Абреу (Alê Abreu) создал все иллюстрации к своему анимационному фильму вручную. И эта немного примитивная двухмерная картинка создает совершенно уникальное очарование и является главным достоинством мультфильма. Главный герой, отправившийся на поиски горячо любимого отца маленький большеглазый малыш, покинул свой уютный мирок и столкнулся лицом к лицу с современным обществом, разоблачение которого абсолютно безжалостно и наглядно. Эта немного грустная, но светлая и очень эмоциональная история могла произойти в любой части света, однако фонтан красок и завораживающий звуковой ряд безошибочно вызывают ассоциации с Бразилией.
2. «Книга жизни», 2014
Оригинальное название: The Book of Life
Страна: США
Режиссер: Хорхе Р. Гутьеррес
Вышедший в 2017 году анимационный фильм «Тайна Коко» студии Disney и Pixar со своими двумя «Оскарами» за лучший анимационный фильм и лучшую музыку к фильму в 2018 году широко известен во всем мире. Между тем в нашу подборку попала «Книга жизни» (англ. The Book of Life) американского режиссера мексиканского происхождения Хорхе Гутьерреса (Jorge R. Gutiérrez), спродюсированная прославленными Гильермо дель Торо, но не обладающая мощной поддержкой гиганта анимационной киноиндустрии.
Обе анимационные ленты посвящены одной из важнейших культурных традиций Мексики – празднованию Дня мертвых. И не идеальная с точки зрения сюжета, драматургии и глубины проработки персонажей «Книга жизни» представляет собой настоящее визуальное волшебство. Обращаясь к традиции мексиканского эль-Диа-де-Муэртос (исп. el Día de Muertos), лента воссоздает волшебную атмосферу самого красочного национального праздника Мексики через фантастически замысловатые образы, яркие визуальные эффекты и запоминающиеся музыкальные композиции.
История тореадора Маноло, который в День мертвых предпринимает путешествие по загробному миру, чтобы воссоединиться с любимой и найти себя, затрагивает не только тему романтической любви, но и темы дружбы, семейных ценностей, поиска своего места в жизни и даже такую непростую тему как смерть.
День мертвых, несмотря на свою огромную популярность в регионе и широкую мировую известность, продолжает оставаться довольно непривычным явлением для иностранцев, которые могут только позавидовать ироничному отношению мексиканцев к смерти. Этот праздник очаровывает нас своими атрибутами вроде скелетов и черепов, а также непостижимыми песнями на кладбищах, которые распевают марьячи по заказу заботливых родственников.
1. «Пачамама», 2018
Оригинальное название: Pachamama
Страна: Франция
Режиссер: Хуан Антин
Само слово Pachamama пришло из языка кечуа. Пачамама – это богиня в мифологии большинства доколумбовых цивилизаций Андского региона, глубоко почитаемая Мать-Земля. И именно вокруг глубоких, но не всегда понятных верований разворачивается история маленького мальчика – Тепулпая. Мальчик живет в маленькой деревушке, затерянной в Андах времен завоевания империи инков испанскими конкистадорами, и мечтает когда-нибудь стать шаманом. Однако прежде чем это случится, он должен понять истинный смысл поклонения великой Пачамаме и спасти то, что ему дорого.
Аргентинский режиссер Хуан Антин (Juan Antin) создал яркий и красочный анимационный фильм для детей, способный увлечь своим простым, но поучительным сюжетом с первых мгновений. Одной из задач, которую ставил перед собой режиссер, было подчеркнуть более уважительное отношение доколумбовых культур к природе. Графика мультфильма была вдохновлена доколумбовыми скульптурами, черты которых можно заметить в облике персонажей, а яркие краски и геометрические узоры пейзажей и одежды героев отсылают нас к образцам керамики и тканей доколумбовых культур северной Аргентины. Все это успешно используется для создания выразительных образов.
Особый интерес представляет музыкальный ряд. На протяжении большей части фильма используются воссозданные музыкальные инструменты доколумбовой эпохи, например, флейты цивилизации майя или свистящие вазы, которые могли выступать в качестве музыкальных инструментов у некоторых народов доколумбовой Америки. Лишь с появлением испанских завоевателей зрители слышат звуки испанской гитары и других европейских музыкальных инструментов.
«Пачамама» создавалась не для большого экрана, но это не делает анимационный фильм менее привлекательным. Напротив, ставка на интернет позволит ей найти намного более широкую аудиторию, которой действительно интересно увидеть нечто отличное от шаблонных канонов высокобюджетной анимации, но при этом не столь сложное, как авторская, в определенном смысле политическая манифестация Але Абреу.
Многие считают, что мультфильмы призваны выполнять развлекательную, изредка воспитательную функцию. Однако также нельзя забывать и о познавательном компоненте. Иногда самые простые вещи, вроде вечернего семейного просмотра мультфильма, способны открыть нам неизвестные далекие страны и культуры. Достаточно не бояться использовать воображение и шире смотреть на мир.