Image default
Культура Новости

Мексиканский фильм “Музей” – криминальная драма, основанная на реальных событиях

35 лет назад произошло крупнейшая музейная кража в истории Мексики. В рождественское утро 25 декабря 1985 года в Национальном музеи антропологии в Мехико была обнаружена пропажа 140 археологических экспонатов, культурное значение которых было поистине неоценимо.

Мануэль Алькала (Manuel Alcalá), вдохновившись событием, которое окрестили «кражей века», взялся за собственное расследование старого дела. Мексиканец посвятил ему 10 лет, прежде чем приступить к созданию сценария художественного фильма, основанного на собранных материалах. Режиссер картины Алонсо Руиспаласиос (Alonso Ruizpalacios) выступил соавтором сценария. Этот творческий тандем получил признание на Берлинском кинофестивале 2018 года, заслужив «Серебряного медведя» за лучший сценарий.

Ruizpalacios y Alcalá
Алонсо Руиспаласиос и Мануэль Алькала, обладатели Серебряного медведя за лучший сценарий, позируют на красной дорожке после церемонии закрытия 68-го Берлинале. Фото: Cineberg.

О фильме “Музей”

Двое вполне благополучных студентов из пригорода Мехико, Хуан Нуньес и Бенхамин Уилкинс, взбунтовавшись против банальности собственной жизни, решают пойти на дерзкую и не слишком осмысленную кражу музейных реликвий. В рождественскую ночь они проникают в Национальный археологический музей и беспрепятственно выносят десятки бесценных экспонатов. Но завладев сокровищем, друзья постепенно начинают понимать, что утратили что-то поистине дорогое, поддавшись власти нелепых заблуждений.

Меланхоличное закадровое повествование с самого начала дает зрителю понять, что это не привычное криминальное кино в жанре экшен, но ироничная одиссея двух представителей потерянного поколения, обличенная в поэтическую и философскую форму. Совершенно особую роль в этом играет великолепная музыка, делающее звучание киноленты целостным и завершенным, несмотря на кажущуюся временами лоскутность эпизодов. Напротив, композиционное построение сюжета представляется особенно продуманным и плотным.

Кадр из фильма
Кадр из фильма “Музей” (2018). Фото: @museothefilm

Фильм “Музей” представляет собой плод художественного вымысла, но это не означает, что создатели картины не позаботились о достоверности кадра. Съемочная группа работала в Мехико, Акапулько, Герреро и Паленке, запечатлевая многообразие природных ландшафтов страны.

Национальный институт антропологии и истории запретил съемку в залах музея, поэтому было решено снимать в павильоне, где с особой тщательностью были воссозданы интерьеры Национального музея антропологии. Реквизит для съемки украденных артефактов создавался при участии профессиональных реставраторов. Копии получились настолько достоверными, что многие объекты теперь зарегистрированы в Национальном институте антропологии и истории, и, возможно, будут использоваться в работе передвижных выставок.

Фрагменты непостижимого мистического прошлого доиспанских культур переплетаются в картине с мексиканскими национальными традициями и умело сочетаются с элементами актуальной для середины 1980-х гг. популярной культуры, рисуя перед зрителем мексиканскую культурно-историческую идентичность, к которой создатели фильма относятся с очевидным трепетом и любовью.

Руины Паленке, Юкатан, Мексика.
Руины Паленке, Юкатан, Мексика. Фото: Maximilian Wenzel.

О создателях

Кинолента “Музей” стала второй в карьере перспективного мексиканского режиссера Алонсо Руиспаласиоса. Первым был фильм “Гуэрос”, также получивший признание на Берлинском кинофестивале в 2014 году за лучший дебют, а, кроме того, еще 40 международных премий. “Гуэрос” был настолько благожелательно принят критиками, что, по их мнению, ознаменовал собой “шаг вперед для современного мексиканского кинематографа”.

Для автора сценария Мануэля Алькалы фильм “Музей” стал первой художественной работой. Ранее он выступил в роли продюсера документальной ленты “Ночные красавицы”, мексиканского режиссера Марии Хосе Куэвас (María José Cuevas), а в настоящее время работает над документальной картиной о журналистике в Мексике и громком убийстве журналиста Мануэля Буэндиа, которое произошло в 1984 году.

Главную роль в фильме “Музей” исполнил Гаэль Гарсиа Берналь (Gael García Bernal), выступивший также в качестве исполнительного продюсера картины. Мексиканский актер известен своими работами в таких кинолентах “И твою маму тоже” (2001), “Че Гевара: Дневники мотоциклиста” (2004), “Вавилон” (2006), “Розовая вода” (2014), “Неруда” (2016). В этом году в российский прокат вышла чилийская драма “Эма: танец страсти” с его участием. Гаэль Гарсиа Бернальпризнался, что, воплощая образ своего героя Хуана Нуньса, он вдохновлялся бессмертным романом Федора Достоевского “Преступление и наказание”.

Gael García Bernal
Гаэль Гарсиа Берналь. Фото: taniavolobueva

Как все было на самом деле

По современным меркам обстоятельства кражи выглядит почти фантастически. Ни один из пропавших артефактов не был застрахован. В самом музее отсутствовала электронная система сигнализации, даже витрины с экспонатами не были заперты. Девять сотрудников службы безопасности, которые должны были совершать регулярный обход на территории, занимавшей 15 тыс. м2, вместо этого собрались вместе для празднования Рождества.

В числе украденного оказались уникальные объекты мексиканского культурного наследия, в том числе нефритовая маска правителя майя Пакаля, найденная в недавно открытой гробнице в Паленке, золотые, нефритовые и обсидиановые артефакты культур майя, ацтеков, сапотеков и миштеков. По некоторым данным, только ацтекский обсидиановый сосуд в форме обезьяны оценивался в 20 млн долларов, но общую стоимость пропавших объектов нельзя было выразить в денежном эквиваленте.

La máscara de Pakal
Маска Пакаля была в числе украденных артефактов. Фото: Infobae.

Пропажа музейных экспонатов действительно стала серьезным международным происшествием. Мексиканской правительство, предположившее, что за преступлением стоит международная преступная группировка профессиональных музейных воров, незамедлительно связалось с Интерполом. За информацию, которая могла бы помочь вернуть пропавшие артефакты, было обещано солидное денежное вознаграждение. Но улик не было.

Реальные обстоятельства выяснились лишь в 1989 году, когда один из арестованных наркоторговцев предложил мексиканским властям информацию о “громком деле” в обмен на смягчение наказания. По его словам, ему предлагали купить некие археологические древности за миллион долларов. Эти сведения вывели полицию на двух студентов, которыми были Карлос Перчес (Carlos Perches) и Рамон Сардина (Ramón Sardina).

Оказалось, что все это время (вопреки предположениям следственных органов) реликвии не покидали пределов Мексики. Они хранились в родительском доме одного из преступников.

Два студента-ветеринара готовились полгода, они посетили музей около 50 раз, собирая сведения об экспонатах и системе охраны. В день преступления друзья отметили сочельник со своими семьями и отправились в музей, куда смогли проникнуть через систему кондиционирования. Тем же путем они вынесли мешок реликвий.

Арестованные по делу о
Фотография задержанных по делу о музейной краже. Карлос Перчес – первый слева. Фото: El Universal.

В общей сложности полиция арестовала 7 человек, причастных к этому делу, включая Карлоса Перчеса, который был приговорен к 10 годам тюремного заключения. Второму вору удалось скрыться.

Как национальный праздник отмечалось то, что большая часть реликвий в полной сохранности вернулась в музей, где уже были реализованы новые меры безопасности. Первая выставка возвращенных сокровищ вызвала невероятный ажиотаж в мексиканском обществе, сотни посетителей устремились в музей, где у витрин с артефактами теперь находились вооруженные автоматами секьюрити.

You may also like

guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

By using our website you're confirming that you're happy to accept our use of cookies, IP adresses and other data to help us make the site more convenient for you. OK Read more

56296633
UA-134371625-1