В эти ноябрьские дни в Аргентине проходит 35-й Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата – один из наиболее престижных мировых кинофестивалей и единственный в Латинской Америке кинофестиваль категории «А» по версии Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (Fedération Internationale des Associations de Producteurs de Films, FIAPF). Из-за пандемии в нынешнем году фестиваль впервые проходит в виртуальном формате.
Страницы истории
Впервые кинофестиваль в Мар-дель-Плата состоялся в 1954 году по инициативе президента Аргентины Хуана Доминго Перона и стал большим международным событием, в котором приняли участие 18 государств. Город Мар-дель-Плата посетили легенда немого кино, американская актриса Мэри Пикфорд, голливудский секс-символ 1930-х и 1940-х Эррол Флинн, всемирно известная итальянская актриса Джина Лоллобриджида, культовый советский режиссер Сергей Бондарчук. На фестивале были представлены десятки кинолент таких режиссеров как Витторио де Сика, Луис Бунюэль, Ингмар Бергман.
Изначально идея проведения кинофестиваля была направлена на то, чтобы поддержать национальную киноиндустрию и приблизить мировое кино к аргентинской публике. Конкурс был организован только в 1959 году, в нем приняли участие три советские киноленты, а главная награда за лучший фильм досталась «Земляничной поляне» Ингмара Бергмана.
Фестиваль в Мар-дель-Плата способствовал усилению роли кино как культурного феномена и стал площадкой для обмена мировыми достижениями в области кинематографа, объединив режиссеров, теоретиков, журналистов со всего мира и превратившись в один из самых престижных кинофестивалей региона.
Однако социально-политическая нестабильность в Аргинине привела к тому, что после 1970 года фестиваль прекратил свое существование. Спустя почти четверть века и несколько неудачных попыток, он был, наконец, возрожден в 1996 году.
Современный этап
После возобновления работы под руководством Национального института кино и аудиовизуальных искусств (INCAA), кинофестиваль стал быстро восстанавливать свою международную популярность.
Несколько раз в начале 2000-х гг. он проходил в марте, но с 2008 года ноябрь стал традиционным месяцем проведения Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата. На этом этапе FIAPF присудила фестивалю категорию «А», превратив его в одно из престижнейших мировых событий в сфере кино.
По мере развития фестиваля постепенно расширялась и его конкурсная программа. В настоящее время она включает:
- Международный конкурс,
- Конкурс латиноамериканских полнометражных фильмов,
- Конкурс латиноамериканских короткометражных фильмов,
- Конкурс аргентинских полнометражных фильмов,
- Конкурс аргентинских короткометражных фильмов,
- Конкурс незавершенных фильмов (только для аргентинских картин),
- Конкурс экспериментального кино.
Кроме конкурса Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата предлагает участникам раздел «Панорама», где в рамках тематических секций демонстрируются новейшие картины именитых кинорежиссеров наравне с дебютантами.
Также важной частью фестиваля является раздел «Ретроспектива», позволяющий провести переоценку культурного наследия кинолент для настоящего и будущего киноиндустрии. Другая его задача – способствовать развитию новых тенденций в киноискусстве и популяризировать современный кинематограф.
Еще один раздел фестиваля – «Реставрация» – призван оживить шедевры мировой киноиндустрии и подарить зрителям новые впечатления от старых кинолент.
Кроме кинопоказов гости фестиваля могут насладиться обширной культурной программой. Организаторы готовят содержательные дискуссии, семинары и круглые столы, посвященные истории и теории кинематографа, кинокритике, будущему кино, также на фестивале проходят презентации книг и специальные кинопоказы. Некоторые из этих дополнительных мероприятий доступны на YouTube. С 2018 года в рамках международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата работает Форум по вопросам кино и гендерной перспективы. Площадка уже зарекомендовала себя на международном уровне.
Советские и российские киноленты на Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата
Несмотря на расстояние, многие отечественные киноленты в разные годы были представлены на аргентинском кинофестивале.
За первый период существования конкурса в Мар-дель-Плата состоялось всего 10 фестивалей (1959–1970), где СССР в общей сложности представил 12 кинолент, среди них: «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Не горюй!» Георгия Данелии, «Девчата» Юрия Чулюкина, «Последний месяц осени» Вадима Дербенёва.
Киноленты Юрия Чулюкина и Вадима Дербенёва принесли Советскому Союзу награды за лучшую женскую (Надежда Румянцева) и лучшую мужскую роль (Евгений Лебедев) в 1962 и 1966, соответственно. В 1968 году фильм «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой получил на фестивале в Мар-дель-Плата премию Международной католической организации в области кино (OCIC).
В период новой истории Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата в Аргентине было представлено несколько десятков российских кинолент, включая работы таких именитых кинорежиссеров как Алексей Балабанов, Александр Сокуров, Алексей Герман, а также начинающих авторов. Но на конкурс заявлялись всего лишь несколько фильмов, и два из них принесли своим создателям престижные награды.
В 2010 году фильм «Овсянки» Алексея Федорченко получил сразу два «Серебряных Астора» – за лучший сценарий (Денис Осокин) и лучшую режиссуру. В 2016 году фильм «Рай» Андрея Кончаловского также был удостоен приза за лучший сценарий (Елена Киселёва и Андрей Кончаловский).
35-й кинофестиваль в Мар-дель-Плата, 21–29 ноября 2020
В этом году 35-й Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата впервые проходит в виртуальном формате и впервые доступен для зрителей по всей Аргентине абсолютно бесплатно. В связи с этим организаторам пришлось ограничить число фильмов для показа, однако основные конкурсные категории и внеконкурсные направления были сохранены.
Нынешний фестиваль посвящен памяти известного аргентинского кинорежиссера Фернандо «Пино» Соланаса (pino – исп. сосна), вошедшего в число основоположников «третьего кинематографа» – направления, осуждающего голливудскую модель кинопроизводства, в рамках которой фильм является развлекательным продуктом, ориентированным лишь на зарабатывание денег. Соланас снимал острое социально-политическое кино. Первой его полнометражной работой в 1968 году стала кинолента «Час огней: заметки и свидетельства о неоколониализме, насилии и освобождении». Этот фильм открывал кинофестиваль в Мар-дель-Плата в этом году.
Кинематографический талант Пино Соланаса хорошо известен во всем мире. Режиссер был лауреатом престижнейших кинопремий, в том числе Каннского и Венецианского кинофестивалей. Кроме того, Фернандо Соланос активно занимался политикой. В 2007 году он баллотировался на пост президента Аргентины.
В международной конкурсной программе фестиваля этого года не представлены картины из России, но в конкурсе экспериментальных фильмов участвует документальная кинолента французского режиссера русского происхождения Владимира Леона «Мои дорогие шпионы» (в оригинале – Mes chers espions). Это кино на стыке нон-фикшена и фикшена повествует о двух братьях Пьере Леон, и Владимире Леоне, которые исследуют историю своей семьи, отвечая на вопрос, были ли их бабушка и дедушка советскими шпионами в Париже в 30-е гг. прошлого века.
В разделе детских фильмов Mar de Chicas y Chicos (исп. – Море девочек и мальчиков) представлена анимационная работа производства Республики Беларусь и Чешской Республики – «Листик» – молодого режиссера Алены Барановой, известной также в российской среде мультипликаторов.
Значительная часть картин, участвующих в фестивале, – аргентинское и латиноамериканское кино, в меньшей степени – фильмы из других регионов. Кинофестиваль набирает все большую популярность среди азиатских режиссеров. Хочется верить, что и российское кино будет чаще появляться в программе кинофестиваля в Мар-дель-Плата.
Пандемия поставила перед киноиндустрией серьезные вызовы и заставила исследовать новые форматы не только в рамках процесса кинопроизводства. Быть может, лучшее, что коронакризис принесет сфере международных кинофестивалей – это возможность освободиться от оков географии и достичь большего взаимопроникновения кинематографов разных стран.