В большинстве современных культур смерть совсем не ассоциируется с праздничным настроением. Само по себе это неизбежное событие, всегда приносящее горе, окутано трауром. Однако неразрывное сплетение доколониальной и католической традиций подарило Мексике (и миру!) уникальный обычай — празднование Дня мёртвых (el Día de Muertos). С середины октября по начало ноября мексиканские улицы и дома окунаются в оранжево-сиреневые оттенки и украшаются гирляндами из ярких бархатцев. А чтобы почтить память тех, кого больше нет рядом, в жилищах устанавливают алтари с угощениями для душ дорогих и уже ушедших родственников.
Мексиканцы ежегодно отмечают День мёртвых 1 и 2 ноября. Этот праздник отделён по формату и духовному значению от Хеллоуина, который, однако, тоже популярен.
Принято считать, что в эти первые дни ноября души умерших снова оказываются среди живых. Чтобы выразить им свое почтение, мексиканцы собираются широким семейным кругом, готовят традиционный сахарный хлеб мёртвых (pan de muerto) и сладости в форме черепов, отправляются на кладбища и отмечают с размахом. А с 2016 года, вдохновившись одним из фильмов Бондианы «007: Спектр», власти Мехико стали проводить фестиваль-парад, который ежегодно собирал до 2,5 миллиона зрителей, став весьма доходным туристическим событием.
В этом году пандемия внесла свои коррективы и традиции оцифруют: присоединиться к параду можно будет онлайн, так что шествие снова вернётся на экраны. Что касается массовых мероприятий и семейных празднеств, на них тоже распространятся ограничения: муниципалитеты уже сообщают о закрытии кладбищ, запрете карнавалов, ярмарок и ночных шествий со свечами.
Совместно с ивент-агентством VUELA CORP., подведомственный правительству Мехико Фонд развития туризма (Fondo Mixto de Promoción Turística) запустит приложение Xóchitl. Ксочитль – отсылка к слову «цветок» на языке науатль (историческом диалекте ацтекского народа) и персонажу мексиканского мультфильма «Легенда о чёрном всаднике». Через приложение можно будет подключиться к live-стримам выступлений творческих групп в разных точках Мексики, загрузить фото умерших близких для виртуального «алтаря» и посмотреть танцевально-артистическое шоу, которое обычно проходит по центральным улицам Мехико, а в этот раз будет записано в павильоне. Разработчики занимаются приложением с июня и планируют дополнить Xóchitl информационным контентом, интересными историческими фактами о культуре и традициях Мексики, а также игровым элементом с функцией дополненной реальности. Тем не менее День мёртвых приближается, а на момент публикации приложение ещё не доступно для скачивания.
Среди других онлайн-событий — конкурс инсталляций, в котором могут участвовать и творческие группы, и простые мексиканцы, креативно подошедшие к оформлению алтарей с дарами для гостей из загробного мира. В штатах Сонора, Мичоакан и Пуэбла победители получат денежные призы (в размере от 6 до 20 тысяч песо, ~ 280 – 950 долларов США), планшеты и книги. Другая традиция, характерная для штата Керетаро, — конкурс скорбящих, в этом году тоже пройдет в онлайн-формате. Институт по культуре, туризму и делам молодежи города Сан Хуан дель Рио (Instituto de Cultura, Turismo y Juventud de San Juan del Río) призвал совершеннолетних мексиканок посоревноваться в умении горевать и скорбеть в формате двухминутного видео, которое оценит жюри Института. Исполнительница самого правдоподобного «перформанса» получить 3500 песо (~ 165 долларов США), за второе и третье места полагается 2500 и 1500 песо, соответственно. На странице мероприятия в Facebook разгорелась дискуссия: пользователи огорчены, что в конкурсе не могут участвовать дрэг-квин и трансгендеры, поскольку при регистрации участницы должны предоставить данные (и пол) с идентификационной карты.
Колорит Дня мёртвых стал визитной карточкой Мексики: сочетания цветов, яркий образ скелета-Катрины (символ праздника, созданный карикатуристом Хосе Посада и утвердившийся в живописи Диего Риверы) вдохновляют дизайнеров и мировые бренды. Второй год подряд Nike выпускает лимитированную коллекцию кроссовок, а производитель игрушек Mattel дополняет серию куклами Barbie в стилистике праздника, которые были распроданы сразу после релиза.
Остаётся надеяться, что отмена массовых мероприятий, ограничения и рекомендации мексиканских властей будут с пониманием восприняты обществом, которое столь трепетно относится к своим обычаям. Учитывая традиционализм мексиканцев, рекомендация воздержаться от массовых семейных встреч – ключевой пункт, который рискует быть невыполненным. Ведь шествие по улицам Мехико – это, скорее, яркое мероприятие для туристов, отказ от которого бьёт по индустрии отдыха и экономике, а не коллективным духовным ценностям.
Мексика входит в десятку стран как по количеству, так и скорости распространения коронавируса, а ограничительные меры наносят ощутимый урон экономике (во II квартале 2020 падение ВВП составило свыше 17%) и стабильности песо. На фоне сокращения туристических потоков до минимального уровня (по оценке Министерства туризма, потери уже превысили 7 миллиардов долларов) вполне логично, что мексиканские власти перевели традиционные мероприятия в онлайн-формат, чтобы на будущее «подогреть» интерес к ежегодному событию и культуре страны.