К концу мая добыча нефти в Венесуэле упала до 75-летнего минимума, а санкции Вашингтона уже отпугнули большинство мировых покупателей. Почему венесуэльская государственная нефтегазовая компания вынуждена закрывать месторождения? Как Боливарианская республика намерена справиться с энергетическим кризисом, в который уже погрузилась латиноамериканская страна?
Венесуэла – страна с крупнейшими запасами сырой нефти, однако президенту США Дональду Трампу (англ. – Donald John Trump) постепенно посредством санкций практически удалось «задушить» нефтегазовый сектор латиноамериканского государства. Как сообщило информационное агентство «Bloomberg», в начале июня добыча венесуэльской нефти упала до 75-летнего минимума. По официальным данным, государственная нефтегазовая компания Венесуэлы «PDVSA» снизила свои прогнозы на добычу до 374 тыс. б/с по состоянию на 10 июня. Стоит отметить, что такой уровень в последний раз был зарегистрирован в 1945 году.
14 мая Министр иностранных дел Венесуэлы Хорхе Арреаса (исп. – Jorge Alberto Arreaza Montserrat) заявил, что США преследуют танкеры, транспортирующие топливо в латиноамериканскую страну, что является нарушением международного права. 17 мая заместитель главы внешнеполитического ведомства Ирана Аббас Арагчи (англ. – Seyed Abbas Araghchi) вызвал «на ковёр» посла Швейцарии, представляющего интересы США в Исламской республике, и предостерёг Белый дом от подобных действий. Кроме того, иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф (англ. – Mohamad Yavad Zarif) направил Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу (порт. – António Manuel de Oliveira Guterres) письмо, в котором отметил, что администрация США должна уважать положения международного права, в частности свободу судоходства.
20 мая американская газета «The Wall Street Journal» со ссылкой на источники в администрации Трампа сообщила о намерениях правительства США ввести санкции, а также применить другие ограничительные меры в отношении Ирана в связи с поставкой топлива в Боливарианскую республику. После данной информации, очевидно, подтвержденной посредством военных каналов, иранские танкеры с нефтепродуктами для латиноамериканской страны стали сопровождать суда ВМС Венесуэлы.
На сегодняшний день санкциям Вашингтона удалось отпугнуть большинство мировых покупателей от венесуэльской нефти, что привело к избытку запасов и закрытию месторождений в латиноамериканской стране. Согласно официальной оценки компании «PDVSA», производство оказалось на 57% ниже запланированного ранее уровня. Кроме того, такой объём, учитывающий показатели работы нефтяных скважин, также резко отличается от прогноза добычи в 550 тыс. б/с, о котором венесуэльская государственная нефтегазовая компания сообщала ОПЕК (Организация стран – экспортёров нефти) в мае.
Основываясь на показателях «PDVSA» относительно добычи, опубликованных агентством «Bloomberg», около 1/3 нефтяных месторождений Венесуэлы в мае производили 0 баррелей и более 10% – менее 500 б/с. Кстати, большинство закрытых месторождений являются совместными предприятиями венесуэльской государственной нефтегазовой компании «PDVSA» и зарубежных партнёров: кубинское предприятие «Cupet», ангольское «Sonangol» и китайское «CNPC». Сегодня «PDVSA» приходится закрывать месторождения по причинам отсутствия покупателей, низких цен, а также нехватки инвестиций и персонала. Согласно данным нефтесервисной компании США «Baker Hughes», количество установок для бурения нефти в Венесуэле упало до одной в мае. Ещё одна буровая установка работает на добычу газа.
По данным различных международных СМИ, администрация Белого дома готовит ввести новый «пакет» санкций в отношении более 40 судов, перевозящих нефть из Боливарианской Республики. Будущие санкции могут затронуть 25 супертанкеров общей вместимостью до 2 млн баррелей нефти, а также 17 более мелких судов. К слову, не дожидаясь введения санкций, бразильская государственная нефтегазовая компания «Petrobras» отказалась нанимать танкеры, которые заходили в венесуэльские порты в течение последнего года. В настоящее время суда возвращаются из Венесуэлы. По официальному сообщению «Petrobras», компания намерена разъяснить своим поставщикам, что не будет принимать предложения от судов, которые работали в Боливарианской республике во время периода санкций (12 месяцев).
С 1 июня 2020 года венесуэльское правительство ввело новую систему субсидирования автомобильного горючего, что спровоцировало очереди за бензином, в которых жители Боливарианской республики вынуждены стоять по несколько суток. Согласно условиям новой программы, автовладельцы теперь могут приобрести 120 литров горючего по цене 2,5 цента на один автомобиль. В случае превышения данного лимита, цена на топливо увеличивается до 50 центов. В то же время, около 200 венесуэльских автозаправок смогли получить лицензии, позволяющие им работать с заграничными топливными компаниями. Такие АЗС получили возможность продавать бензин по высоким расценкам и без каких-либо ограничений. Таким образом, за счёт этой меры состоятельные граждане смогут сэкономить время, расплачиваясь за топливо любой валютой. Тем не менее, повышение цены бензина уже вызвало весьма серьёзное недовольство у граждан латиноамериканской страны.
Свою готовность протянуть руку помощи Венесуэле в сложившихся условиях уже высказали Иран и Мексика. Официальный представитель МИД Ирана Аббас Мусави (англ. – Abbas Mousavi) заявил, что Тегеран готов отправить больше танкеров, если Каракас сделает запрос о новых поставках. В свою очередь, мексиканский президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор (исп. – Andrés Manuel López Obrador) подчеркнул, что Мексика также готова продавать сырую нефть Венесуэле, если она в этом будет нуждаться. По словам Лопеса Обрадора, никто не имеет права угнетать других, и Мексика является независимой, суверенной страной, которая не вмешивается в политику других стран. Однако, мексиканские компании могут столкнуться с санкциями США, если решат помочь Венесуэле. В последнее время Вашингтон ужесточает санкции вокруг Каракаса, особенно после того, как в латиноамериканскую страну прибыл первый из пяти иранских танкеров, перевозящих топливо для Боливарианской республики.
На сегодняшний день ситуация с «чёрным золотом» дошла до того, что Венесуэла вступает в эпоху острого топливного кризиса. Местные нефтеперерабатывающие заводы не могут производить достаточно бензина и дизельного топлива для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Николас Мадуро (исп. – Nicolás Maduro Moros) пытается решить проблему и увеличить импорт, но, кажется, что и в этом направлении из-за санкций желающих не так много, и его может ожидать фиаско.