Image default
Новости Политика

Латинская Америка: регион противоречий Поднебесной и Вашингтона

В последнее время на когда-то традиционном для США «заднем дворе» утверждается Китай, что не может не беспокоить Белый Дом. Сегодня Вашингтон будто пытается «реанимировать» Доктрину Монро, однако, в XXI веке против неё настроены не только страны региона, но и Поднебесная с Кремлём. Каковы масштабы китайского присутствия в странах Латинской Америки и Карибского бассейна? Что побуждает Пекин устанавливать политические, экономические и военные связи со странами, далёкими от естественной зоны расширения и геополитического влияния?

С самого начала своего образования США, провозгласив себя главным гарантом демократии на нашей планете, весьма ревностно относились к появлению иностранных держав (с других континентов) в Западном полушарии. Модель доминирования Вашингтон огласил почти два столетия назад в Доктрине Монро. Кстати, стоит напомнить, что в тот период времени США по территории уступали нынешнему американскому государству примерно в четыре раза. Кроме того, тогда в 1823 году, в момент озвучивания этой Доктрины лидером США Джеймсом Монро (англ. – James Monroe), и требования выдвигались более умеренные, в основе которых была заложена геополитический вектор во внешней политике Белого Дома в отношении Латинской Америки. Тем не менее, аппетиты в отношении своего «заднего двора» у Вашингтона начали стремительно расти после Второй мировой войны, после которой США окончательно утвердились в роли мировой державы.

o monroe doctrine facebook

Однако, после распада СССР в 1991 году Белый Дом, лишившись своего главного соперника и окончательно поверив в свою исключительность, с латиноамериканского вектора в своей внешней политике переключился на покорение Евразии.  Особенно такая перемена геополитических настроений проявилась после терактов 11 сентября 2001 года.

Именно при такой расстановке сил в Западном полушарии, Поднебесная решила заполнить образовавшийся в результате отхода Вашингтона от латиноамериканских установок вакуум. Намерения Пекина были весьма чётко изложены в «Белой книге» в 2008 году, на которую тогда, 11 лет назад, практически не обратили внимания. В этом документе подчёркивалось значение стабильных, несмотря на разделяющий их Тихий океан, взаимовыгодных связей между КНР и странами Латинской Америки, прошедших испытание временем. В тот период после «левого» поворота в регионе преобладали государства с правительствами, часто враждебно настроенными по отношению к США и приветствовавшие модель взаимовыгодного экономического развития. С другой стороны, в пользу китайского примера тогда выступали и несомненные успехи Пекина, который благодаря своей уникальной модели смог за последние 30-40 лет вывести из состояния голода и нищеты около восьмисот миллионов человек. Очень существенным фактором является и то, что Поднебесная сумела повысить уровень жизни обычных китайцев. Вполне логично, что многие латиноамериканские страны восхищались таким результатом и стремились к его претворению в жизнь.

Стоит отметить, что главной целью всех документов Государственного совета КНР, затрагивающих страны Латинской Америки и составленных в период с 2008 г. до настоящего времени, является достижение всестороннего сотрудничества и партнёрства, строящихся на абсолютном равенстве, доверии и взаимной выгоде. Такой подход к экономическому взаимодействию импонируют латиноамериканским элитам, которые несмотря на уже имеющиеся успехи в повышении уровня жизни своих граждан, по-прежнему нуждаются в реализации масштабных инфраструктурных, научно-технических и энергетических проектов.

В свою очередь, о таких первостепенных нуждах латиноамериканского региона сегодня хорошо осведомлены и в Белом Доме. Традиционно на Ежегодной Вашингтонской конференции по Америкам подчёркивается существование значительных возможностей для инвестиций в государства Латинской Америки и Карибского бассейна. Тем не менее, уже несколько лет подряд китайцы вновь опережают в этих проектах США: пока Белый Дом уговаривает крупные американские компании работать с партнёрами в регионе, китайские государственные предприятия действуют по приказу из Пекина быстро и эффективно.

trump

В период с 2000 по 2018 гг. китайские государственные компании вложили в страны Латинской Америки свыше $ 120 млрд. С 2005 по 2018 гг. китайские госбанки «China Development Bank» и «Export Import Bank of China» выдали в качестве займов более $ 145 млрд: большая часть из этих средств – $ 98,9 млрд – энергетическим проектам и $ 28,9 млрд – инфраструктурным. Кроме того, особую нишу занимают такие транспортные корпорации, как «China Harbour Engineering Company», и IT-компании. Такие корпорации, как «Huawei» и «ZTE», с которыми президент Дональд Трамп (англ. – Donald John Trump) без особых успехов борется уже около двух лет, наращивают телекоммуникационные сети во многих латиноамериканских странах.

Как отмечают ведущие аналитики, Белый Дом в последние годы ужесточил свою риторику по отношению к латиноамериканским странам. Иногда заявления Трампа навевают ассоциации с Доктриной Монро, безусловно с реалиями XXI века. В свою очередь, латиноамериканские государства не хотят повторения истории, поэтому осуществляют меры наперекор США. Например, противопоставлением Организации американских государств (ОАГ, англ. – Organization of American states), со штаб-квартирой в Вашингтоне, стало Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК, исп. – Comunidad de Estados Latinoamericanos у Caribenos, CELAC) – континентальное объединение из 33 стран, куда не входят США и которое считается альтернативой ОАГ.

Кроме того, и здесь без китайского присутствия не обошлось, Поднебесная активно сотрудничает с СЕЛАК через Форум «Китай-СЕЛАК», а также четырёхлетний план сотрудничества (2015-2019). В рамках данного Форума КНР и Латинская Америка имеют возможность взаимодействовать в области экономического развития, укрепления взаимовыгодных связей, энергетической политики и т. д. Прежде всего, такой формат сотрудничества предоставляет Пекину возможность продвижения «мягкой силы» в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна.

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что если Белый Дом намерен улучшать отношения со странами региона Латинской Америки, Дональду Трампу и Госдепу вместе с американской элитой необходимо наконец смириться с тем, что Доктрина Монро в её классической концепции уже давно устарела. Суть Доктрины Монро в XXI веке, по крайней мере, с точки зрения латиноамериканских государств, состоит не в амбициях сверхдержавы и намерении доминировать в Западном полушарии, а в ответственности по защите интересов целого региона, которую могли бы принять на себя США. Однако, пока Белый Дом пытается вернуть свой «задний двор», в Латинской Америке закрепляются новые игроки (Россия, Китай, Индия), которые намерены развивать узы взаимодействия с латиноамериканскими государствами на основе взаимовыгодного и справедливого сотрудничества.

You may also like

guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

By using our website you're confirming that you're happy to accept our use of cookies, IP adresses and other data to help us make the site more convenient for you. OK Read more

56296633
UA-134371625-1