17 апреля аргентинское правительство объявило о принятии целого антикризисного «пакета» мер, направленного на сдерживание галопирующей инфляции и активизацию потребления. Данные меры представляют собой заморозку цен на основные продукты питания, а также тарифы на газоснабжение и электроэнергию. По большей части срок действия таких ограничений лимитирован шестью месяцами и завершится перед президентскими выборами в стране. Как команда Маурисио Макри дальше намерена «выходить» из экономического кризиса? Какие перспективы могут ожидать аргентинцев в предстоящие годы?
В 2018 году Аргентина пережила валютный кризис и скачок гиперинфляции. Тогда годовой показатель инфляции достиг 47,6%, ВВП упал на 2,5%, а уровни безработицы и бедности резко выросли. Такие данные весьма очевидно продемонстрировали глубокие проблемы латиноамериканской страны – аргентинская экономика сократилась в 4 раза в течение последних семи лет.
Главным обещанием пришедшего в декабре 2015 года правительства во главе с президентом Маурисио Макри (исп. – Mauricio Macri) стал кардинальный пересмотр экономической политики, направленной на прямые иностранные инвестиции, что по прогнозам должно было привести к устойчивому росту производительности. Однако, по оценкам финансовых аналитиков, валютный кризис, разразившийся в апреле 2018 года, подчеркнул несостоятельность такого политического подхода.
В сложившейся ситуации аргентинское правительство обратилось к Международному валютному фонду, получило резервный заем на $57 миллиардов – крупнейшим за всю историю деятельности МВФ. После таких мер, правительство Макри согласовало новый подход для устранения макроэкономических дисбалансов в государстве. Тем не менее, условия кредитного соглашения постоянно менялись, так как инвесторы уже потеряли доверие к экономике латиноамериканской страны.
Далее события развивались стремительно. В июне прошлого года МВФ одобрил новую сделку с Аргентиной, а правительство приняло решение: вместо того, чтобы тратить полученные средства, оно будет использовать их для увеличения ликвидности и восстановления доверия международного рынка. Однако, когда аргентинское песо продолжило падать, правительство и МВФ сошлись на том, что Аргентина воспользуется кредитом для погашения долговых обязательств, а также для предотвращения угрозы дефолта в 2019 году, ведь именно тогда пройдут новые президентские выборы.
Экономическая ситуация по-прежнему остаётся весьма нестабильной и «хрупкой». Одной из причин является то, что значительная часть государственного долга Аргентины номинирована в иностранной валюте. Представители МВФ заявляют, что долг страны «остаётся устойчивым, но не с высокой вероятностью». По оценкам экспертов, реальное испытание устойчивости аргентинской экономики начнётся в 2020 году.
Не стоит забывать, что с одной стороны поддерживаемый МВФ макроэкономический план сдерживающей фискальной и денежно-кредитной политики будет способствовать пролонгации текущей рецессии. Более того, монетарный подход, как показывают события, повторяет некоторые из фундаментальных ошибок, допущенных до валютного кризиса.
В то время как правительство Макри планировало постепенно сократить дефицит бюджета, Центральный банк Аргентины использовал гораздо более жёсткий подход к сдерживанию инфляции. При этом он опирался на два основных принципа: государственная политика будет направлять экономику на путь устойчивого роста, и более высокие процентные ставки станут эффективными для стабилизации уровня цен.
Оба убеждения оказались катастрофически неверными. Инвестиции в реальную экономику в большей степени не оправдались. А высокие процентные ставки привлекли краткосрочный спекулятивный портфельный капитал, что сделало латиноамериканскую страну и аргентинское песо уязвимыми для внезапного изменения настроений на мировом рынке.
Принятый 17 апреля пакет мер, который будет действовать уже с начала мая, стал результатом договоренностей правительства Маурисио Макри с 16 крупнейшими производителями продуктов питания в стране. Данное соглашение предусматривает заморозку цен на около 70 наименований продуктов потребления, среди которых самые значимые – мука, масло, рис, макаронные изделия, молочная и хлебобулочная продукция, сахар и напитки. Все товары включены в аргентинскую продуктовую корзину. Ещё одним бонусом такой продовольственной программы стало то, что более 18 млн аргентинцев, участников социального страхования, смогут претендовать на дополнительные скидки от 10 до 25 % на все товары в магазинах и фармацевтические препараты в аптеках.
Другим пунктом достигнутых договоренностей стало сдерживание повышения тарифов на газоснабжение, электроэнергию и общественный транспорт до конца текущего 2019 года. Кроме того, ранее запланированные тарифные изменения будут компенсированы компаниям-поставщикам из государственного бюджета. В свою очередь, операторы сотовой связи в течение пяти месяцев заморозят цены на предоставление своих услуг. Получающим социальные выплаты пенсионерам и семьям будет предоставляться возможность льготных условий для кредитования. По заявлениям правительства, такой пакет мер будет также учитывать интересы малого и среднего бизнеса, которому разрешат реструктурировать свои долги на более выгодных условиях.
По словам Маурисио Макри, принимаемые меры будут направлены в первую очередь на сдерживание инфляции, уровень которой за прошедший год уже превысил 50%. Латиноамериканские политологи утверждают, что, предпринимая такие шаги, характерные больше для «левых» режимов, стойкий либерал Макри хочет заручиться поддержкой малообеспеченных слоёв населения и таким образом повысить свои шансы на победу на президентских выборах, которые пройдут в Аргентине в октябре этого года. Тем не менее, согласно последним опросам общественного мнения, главный соперник действующего аргентинского лидера, экс-президент страны Кристина Киршнер (исп. – Cristina Elisabet Fernández de Kirchner), со значительным преимуществом обходит Макри уже в первом туре выборов и выигрывает во втором.
Новому правительству придётся весьма тяжело, ведь в 2020 году ситуация с долгами станет особенно актуальной. Следующему лидеру придётся пытаться восстановить доступ к международным кредитным рынкам, однако Аргентина уже обладает большими долгами. Если меньше, чем через год экономика не покажет признаков быстрого роста, возникнет ряд новых проблем. При таком раскладе более высокие издержки для продления долговых обязательств станут опасным фактором для экономики, поскольку правительству придётся выделять большую долю доходов страны в иностранной валюте для погашения долга.
Избранное в октябре правительство столкнется с двумя неприятными ситуациями: «смирительной рубашкой» с более высокими выплатами по долгам, большей жесткостью в принятии решений и рецессией или болезненной реструктуризацией долговых обязательств с неопределенными условиями и весьма туманным исходом.
Однако, все мировые аналитики сходятся в одном. Для того, чтобы избежать очередного долгового кризиса, Аргентине потребуется устойчивый и основательный экономический рост. Хотя сценариев для аргентинского «экономического чуда» – нет, изменение сложившейся макроэкономической политики по крайней мере может дать латиноамериканской стране шанс.