Сегодня на просторах нашей планеты сложно найти равнодушного к ситуации в Венесуэле. Почему Россия настойчиво продолжает поддерживать правительство Николаса Мадуро? Кто-то утверждает, что крупные российские бизнесмены мечтают об огромной выгоде, которую может дать контроль над венесуэльскими месторождениями нефти. Политические эксперты в сфере геополитики прогнозируют возможности, которые откроются перед Россией в случае того, если она сумеет сохранить страну-сателлит вблизи США. Какие интересы на самом деле преследует российское правительство в этом карибском государстве? И почему Владимир Путин в высшей степени заинтересован в том, чтобы повлиять на развитие ситуации в Венесуэле?
Стоит вспомнить слова Барака Обамы в 2014 году, когда экс-президент США с пренебрежением отметил, что Россия – держава всего лишь в масштабе своего региона, представляющая угрозу лишь для некоторых из своих ближайших соседей, что по его словам, является проявлением не силы, а слабости. Однако, российский лидер долгий период работал в КГБ в те времена, когда СССР был наряду с США одной из двух мировых сверхдержав, которые сиюминутно могли применить свою военную силу и технологии в любой части планеты. В 1991 году СССР распался, что положило конец биполярной мировой системе и, как следствие, влияние России в мире значительно уменьшилось. В 2005 году Владимир Путин подчеркнул в одном из своих обращений, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой XX века. Для оценки такого заявления в исторической перспективе, достаточно вспомнить, что в годы Второй мировой войны СССР потерял 27 миллионов человеческих жизней.
Следуя этой логике, приоритетной задачей для Путина является возвращение России роли сверхдержавы. Ярким примером может служить сирийский конфликт. В начале гражданской войны в Сирии (с марта 2011 г.) коалиция США и ЕС имели там преобладающее влияние. Тем не менее, российское правительство сумело не только вмешаться в конфликт и спасти режим Башара Асада, но и стать важнейшим военно-политическим игроком. Сегодня без присутствия и одобрения Кремля не смог бы проходить процесс мирного урегулировании в Сирии.
Таким образом, было бы удивительным, если бы Москва не была в высшей степени заинтересована в том, чтобы повлиять на развитие ситуации в Венесуэле. Ведь со временем Уго Чавеса Россия шла по долгому пути укрепления отношений с этой латиноамериканской страной, которая являлась когда-то бывшим союзником США и могла бы вернуться в орбиту их влияния. Обращаясь к основным характеристикам Венесуэлы, стоит отметить, что это карибское государство находится менее, чем в трёх часах перелёта от берегов штата Флориды, обладает крупнейшими на земном шаре запасами нефти и весомыми запасами золота. И если вспомнить, что США с начала 2000-х гг. уже вмешивались против России в ряд вооруженных конфликтов на Украине, Грузии, Абхазии и Южной Осетии, почему бы и Москве на этот раз не повлиять на ситуацию, происходящую «на задворках» Вашингтона?
Однако не все сводится к геополитике: немалую роль играют и экономические интересы. В свою очередь, к ним относятся нефтяные месторождения и работа российской компании «Роснефть» на территории Венесуэлы. Кроме того, Россия предоставила Венесуэле кредит на 4 миллиарда долларов в 2011 году с целью финансирования закупок российских промышленных товаров. В 2017 году были достигнуты договоренности о реструктуризации этой задолженности. Для оплаты долга Мадуро передал российской компании «Роснефть» одни из лучших месторождений в качестве оплаты, а также 49,9% акций компании «CITGO Petroleum», которая является филиалом государственной нефтяной компании «PDVSA», расположенного в США.
На сегодняшний день у многих международных обозревателей создаётся впечатление того, что Венесуэла – один из наиболее важных союзников России не только в латиноамериканском регионе, но и в планетарном масштабе. Вероятно, Кремлю должно быть приятно осознавать, что российское правительство может влиять на политику и экономику страны, расположенной за 10 тысяч километров.
Однако, обращаясь вновь к исторической перспективе, стоит отметить, что взаимодействие России с Венесуэлой часто характеризовалось упущенными возможностями, рискованными и иногда неоправданными капиталовложениями, быстрым обогащением закрытого круга людей, и, как следствие, развитием коррупции. Тем не менее, Москва не может допустить, чтобы происходящий в Каракасе хаос стал символом одного из крупнейших геополитических провалов России на международной арене.
Сегодня в России по-разному относятся к участию Кремля в разрешении этой ситуации. В высших эшелонах власти Кремля уже сформировались три основных течения, которые борются за поддержку Москвы их позиции по Венесуэле – экономисты, крупные бизнесмены и геополитики. Согласно позиции экономистов, чтобы немного выровнять опустошительные последствия от борьбы с империализмом «левого» режима, потребуются огромные затраты, которые недопустимы для российской экономики и не оправдывают возможных выгод от присутствия в этом латиноамериканском государстве.
С другой стороны, подконтрольные российскому правительству крупные бизнесмены и государственные корпорации имеют намерение достигнуть контроля над венесуэльскими месторождениями нефти и полезных ископаемых. Геополитические эксперты делают ставки на те возможности, которые откроются перед Москвой в случае, если Венесуэла сможет остаться страной-сателлитом в латиноамериканском регионе вблизи США.
В декабре прошлого года Каракас посетила делегация российского правительства, которая предложила венесуэльцам провести ряд экономических реформ, самые основные из них: прекращение печати необеспеченных денежных средств, понижение цен и повышение государственных налогов. На практике, такие рекомендации в подобных случаях всегда предлагает сделать Международный валютный фонд. Президент Николас Мадуро назвал полученные советы верными, но затем обратился с просьбой выделить ему кредит в размере 6 млрд долларов. В итоге финансирование он получил, но так и не приступил к реализации реформ.
По официальным данным, с 2005 года Россия в общей сложности вложила в осуществила вложения в развитие Венесуэлы на сумму более 20 миллиардов долларов. Помимо вышеупомянутого кредита в размере 4 млрд долларов, остальную часть составили предоплаты за поставки нефти, инвестиции в нефте- и золотодобывающие компании. Кстати, в сравнении с Китаем, объем вложений и кредитов Пекина оценивается в три раза больше. Согласно разным источникам, речь идёт об общей сумме около 70 миллиардов долларов.
Подводя итог, стоит отметить, что, если в конечном счёте в Венесуэле сменится власть, договорам с иностранными инвесторами, которые заключало предыдущие руководства, теоретически, с юридической точки зрения, ничего не может угрожать. В свою очередь, российское правительство знает, что их контракты с местными компаниями одобрил венесуэльский парламент. Однако сейчас Венесуэла представляет собой «несостоявшееся» государство, и если в его восстановлении будут принимать участие США и их нефтяные компании, может произойти очередной передел собственности. При таком развитии событий российские и китайские компании смогут вернуть себе свои активы только судебным путём. Их позицию ослабляет тот факт, что огромные деньги, которые они вложили, не помогли спасти венесуэльскую экономику и финансовый сектор. Также нельзя исключить, что новые власти в Каракасе предложат кредиторам списать старый долг, а у тех не будет иного выхода, кроме как согласиться на этот шаг.